Список коллекции

 

 для просмотра прямо здесь на сайте

 

для загрузки на Ваш компьютер ( около 200 kB)

 

Элтон Джон

(Elton John) - "One Night Only - The Greatest Hits. Live at Madison Square Garden".

 

Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".     
Детально о лучшем, лаконично об остальном.

 

 

Во-первых, я благодарю всех, кто подписался на эту рассылку (а другие и не могут прочесть этих слов :), то есть, всех вас, уважаемые мои. Заглянул я тут в статистику - мама рОдная, каких только стран не увидел! Я, конечно, надеялся, но такого охвата Матушки Земли не ожидал - во все полушария улетают "электронки". Поэтому всем соотечественникам настоящим и бывшим (как вы там, ребята?) и всем гражданам других стран - мой поклон и пожелания здоровья! Буду теперь более внимателен к своим высказываниям, политкорректен и т.д. За сим перехожу к пункту "во-вторых".

А "на второе" у нас сегодня рассказ об Элтоне Джоне. У него я посмотрел 4-5 дисков и однозначно порекомендую из концертов - только один. И поясню, почему. Для меня Элтон начался с одного абзаца в журнале "Ровесник" (о западной музыке в застой писали только они). Это была заметка с названием что-то вроде "20 лет рок-н-роллу" с картинкой-коллажем, вместившем четырёх представителей этой музыки - "хулиганом" Миком Джеггером (как там писалось), "королём" Элвисом Пресли, "клоуном" Элтоном Джоном и "пришельцем" Дэвидом Боуи. В нашем классе "Ровесник" выписывал ещё только мой приятель Гоша (журнал был жутко лимитирован, и подписаться на него могли только выписавшие какую-то кучу партийных изданий родители, и то на всех не хватало). Так вот Гоша подошёл ко мне и спросил, не знаю ли я, кто на этой картинке Элтон Джон. Я не знал. "Хулигана" Джеггера мы определили по виду (и не ошиблись :), Пресли мы уже видели в каком-то документальном фильме, а вот с двумя другими вышла загвоздочка. Один их двух оставшихся был с торчащими малиновыми волосами и в "Домино", другой в неестественных очках и блестящем костюме. Думаю, вы поняли, кого мы приняли за кого. Парень с малиновыми волосами логично становился "клоуном" и соответственно Элтоном Джоном, оставшийся в золотых блёстках - "пришельцем" Боуи. Смех, да и только! Но - логично! Музыка же Элтона для нас началась с гибкого миньончика в журнале "Кругозор". Там было всего две песни - одна - "Goodbye Yellow Brick Road", другую уже не помню. Но "Дорога" произвела впечатление! У нас так не пели - с какими-то всплесками завываний, под лидирующее "фоно", хотя для всех нас "запад" чётко ассоциировался со скрежетом электрогитар, красивая мелодия, "сказочная" тема, которую мы понимали из-за переложения Волкова "Волшебник из Изумрудного города". Всё было не наше, и очень здорово.

Потом, уже в институте, когда у нас по рукам ходили фирменные диски "на запись", мне в руки попался то ли бразильский, то ли аргентинский диск Элтона 73 года "Goodbye Yellow Brick Road", но сделанный не двойником, а выжимкой лучших вещей с него на одном диске. Это было, конечно, варварство, но мы этого не знали и перекатали всё на свои катушечные "Маяки" и "Кометы" с превеликим удовольствием. Ещё через полгодика мне попался уже настоящий фирменный двойник - с разворотом, текстами, картинками и фотографиями. Правда, разворот был не со всеми страницами, а просто на две части - какие-то чудаки постоянно вырезали себе большую часть текстов и картинок, поэтому диски попадались то с одними страницами, то с другими. Но не это главное. А главное в том, что мне очень повезло и одновременно очень не повезло, что моё знакомство с творчеством этого музыканта началось именно с этого диска. Повезло потому, что ничего лучше он не создал - я был тихо потрясён, и это объективно - диск продержался на верхних позициях всё лето 73-го. А не повезло потому, что больше у Элтона Джона я ничего слушать не мог. Когда мне говорили, что "Капитан Фантастик" ничуть не хуже, я слушал и находил только три песни, когда говорили что "Карибо" - золотой, я мог слушать только одну вещь. Планка была слишком высока. Зато всем, восхищавшимся какой-нибудь "Sacrifice", я смело рекомендовал послушать всю "Дорогу" и считал, что был абсолютно прав. Я до сих пор так считаю :). И ещё раз убедиться в этом мне позволил тот диск, о котором мы сегодня говорим - Элтон Джон (Elton John) - "One Night Only - The Greatest Hits. Live at Madison Square Garden". На нём c "Дороги" 5 песен, то есть, пятая часть концерта, хотя всего у Элтона Джона вышло больше двух десятков дисков. Поэтому-то я и рекомендую вам именно этот концерт.

Записан он на двух концертных вечерах в октябре 2000 года в Нью-Йорке и выпущен Universal Video. Экран 4:3, звук 5.1, PCM-Стерео, диск DVD-9.

И как, вы думаете, он начинается? А начинается он так же, как и сама "Жёлтая Кирпичная Дорога" (правильно было бы говорить "До свидания, дорога из жёлтого кирпича", но я уж буду называть её так, как привык за много лет). То есть - свист ветра, вой, звон колокола на погосте, звуки органа, рояля - знаменитый инструментал "Похороны друга" (а так ли переводится "Funeral For A Friend", может быть, "для друга"?) - мощнейшая вещь! Вступление сопровождается свистом и шумом публики, выходит маэстро, кланяется и уже, ещё ничего не исполнив, начинает принимать цветы. Затем садится за рояль - отличную "Ямаху", и когда в нужный момент музыка вступления на момент стихла, начинает свою игру. Стиль чисто элтоновский - тихое начало, постепенное нарастание темпа и громкости, и кульминация на пределе инструментов. Через небольшое соло на рояле композиция без перерыва переходит в "Love Lies Bleeding" - уже с вокалом Элтона, который, правда, уже не тянет долго "L-o-o-ve", а как бы ограничивается напоминанием слов песни. В знаменитый момент форсирования темпа бас-гитарой в руках Боба Берджа Элтон напоминает о своей извечной манере игры - руки работают на клавишах, а тело полностью развёрнуто к публике, глаза ищут с ней контакта, а на лице блуждает улыбка. На ударных - ба, знакомые всё лица! - Найджел Олссон (Nigel Olsson) из классического состава группы на одной ударной установке, но есть ещё одна - там оттягивается - Керт Мэскера, а есть ещё и отдельная перкуссия - Джон Махоун, у того есть тоже свои барабаны, тарелки и бубны. Поэтому ударные в этой вещи более выражены, нежели на исходном диске, и песня получилась более жёсткой и динамичной, а всё хорошее, что было, осталось - гитарное соло сменяется фортепианным, окончание несколько длиннее и мощнее. На электрогитарах в этой песне играют, кстати, тоже двое - первый, ко всеобщей радости, Дэйви Джонстоун (Davey Johnstone), который играет с Элтоном с начала семидесятых, и гитарист-саксофонист-и-Один-Бог-Знает-какой-ещё-инструменталист Йон Йоргенсон. Слушаются две гитары вместо одной просто превосходно. С первой же вещи и такой запал! Зал уже орёт, что есть силы. На шикарнейшем подъёме музыки Элтон сам приподнимается за роялем, и всё обрывает! "Good evening!" - в ответ рёв и опять цветы. "Добро пожаловать в моё любимое место - Мэдисон Сквэр Гарден!"

И после ещё нескольких слов продолжение "Дороги" - "Candle In The Wind", знаменитая "Свеча на ветру", песня, посвящённая Мэрилин Монро. И да простят меня читатели из Великобритании, но мне очень не понравилось, когда эту же вещь певец переделал для посвящения принцессе Диане. Всё равно, что перешил платье с Нормы Джин на члена королевской семьи Леди Ди. И та, и другая заслуживают, на мой взгляд, отдельного посвящения. Хотя этому есть, вероятно, одно простое объяснение - эпоха расцвета Элтона Джона - это эпоха его сотрудничества с другим талантливым человеком - Берни Топином (Bernie Taupin), автором текстов, работавшим с ним целых восемь лет. Этой парочкой было создано столько вещей, сколько их, наверное, было у Леннона-МакКартни или Джеггера-Ричардса на тот период. Берни начал писать ещё в школе, а Элтон сочинял музыку с детства, и когда они слили свои способности, получилась весьма зажигательная смесь. К сожалению, в 1976 году сотрудничество распалось, и хотя были ещё совместные работы, но эти заоблачные вершины были всё-таки на пол-лаптя ниже. Для Леди Ди Элтон, вероятно, писал текст сам. Но это, так сказать, лирическое отступление. А в зале, тем временем, люди зажигают свечи, зажигалки и специальные имитационные огонёчки. На четырёх больших экранах за сценой показывается иллюстрация винилового разворота с изображением актрисы. Один из фанов в зале поднял над головой табличку c мэрилэндовским регистрационным номером своего автомобиля - на нём "L 10 John" - если читать вслух, получается почти "Элтон Джон".

Дальше происходит то, что поймёт только тот, кто слушал "Дорогу". Элтон подходит к роялю и берёт всего один аккорд. Публика взрывается! Всё дело в том, что с этого отрывочного аккорда начинается один из шедевров "Дороги" - "Бенни и Джетс" - "Bennie And The Jets" о вымышленной бит-группе и их солистке Бенни в мохеровом свитере и "электрических" ботинках. Сцена пульсирует красными-зелёными-синими огнями, на экране картинка Бенни с винила и текст песни. В зале подпевают даже молодые девушки, которые к моменту написания песни и даже лет десять спустя ещё не родились. Классная импровизация на рояле, чёткий ритм, который хлопками в ладоши поддерживает весь зал, по колонкам рассыпается гитарный поток. Финал растягивается гитарой и ударными. Обрыв резким аккордом, крики, цветы.

Элтон Джон объявляет Билли Джоэла (Billy Joel). Все вопят и свистят. Тот энергично выходит, садится за противоположный рояль и в сопровождении только бас-гитары запевает "Goodbye Yellow Brick Road". Тот, кто не слыхал эту вещь, не слыхал Элтона вообще. Дуэт поёт одну из лучших вещей 20-го века. В анонсе этого номера рассылки я написал, что напишу о саундтреке уже МОЕЙ жизни. Так вот это один единственный трек - эта песня. Меня нельзя "посадить" в любом пентхаусе (хотя пока никто и не предлагал :), всё равно я уйду в будущее за дорогой из жёлтого кирпича, как на знаменитой обложке, где Элтон уходит по дороге в старый рисунок, висящий на стене. А Билли Джоэл, допев до конца, так же энергично жмёт руки отдельным зрителям и покидает сцену. Таким образом, Элтон отыграл всю первую сторону винилового двойника, меня это очень порадовало и ничуть не удивило.

А вот далее идёт песня уже с другого альбома, о котором я упомянул. Для всех моих приятелей этот альбом по значению - №2 в творчестве Элтона Джона. Он называется "Капитан Фантастик и Ковбой из коричневой грязи" - "Captain Fantastic And The Brown Dirt Cowboy", вышел в 1975 году, а песня - "Кто-то спас мою жизнь сегодня ночью" - "Someone Saved My Life Tonight", красивая романтическая вещь со всеми элтоновскими темами - пажи и королевы, противопоставление общества и свободы, и бабочка - как её символ. Операторы показывают подпевающих женщин в зале и подпевающих гитаристов на сцене, ещё один номерной знак -"Elton J", в ткань песни вплетены какие-то классические вставки, гитарист Дэйви Джонстоун исполняет превосходное соло на безголовой гитаре, а в лучах прожекторов, направленных на Элтона, летают не менее свободные мошки.

Далее он объявляет, что следующая песня никогда не исполнялась "живьём" - "Little Jeannie" с альбома 1980 года "21 на 33". Хорошая лирическая песенка с превосходным альт-саксофонным соло Йоргенсона. К двум бэк-вокалистам присоединяется Олссон, стоящий и отбивающий ритм бубном. Правда, я бы с 80-го года предпочёл бы послушать "Two Rooms At The End Of The World" или "White Lady White Powder" - они тоже "Топиновские", а не "Осборновские" как эта Джинни. Но уж…

Без объявления, по отсчету палочками "раз-два-три-четыре" идёт "Philadelphia Freedom", а в зале народ весело размахивает американскими флажками, британскими, кстати, тоже. Несколько необычно смотрятся ряды публики за сценическим порталом, там, где обычно устраиваются помещения, занавесы - ни одно место на трибунах не пропадает! Музыкант периодически обращается и в их сторону. А сингл этот в своё время занял первое место.

Следующей идёт "Tiny Dancer" с альбома 71-го года "Madman Across The Water". Во время исполнения этой фортепианной вещи Элтон как обычно разворачивается к публике, улыбается, прикусывает губку. На экране обложка "Мэдмена".

О следующей песне Элтон Джон говорит то, что она во многом переменила его жизнь, позволила писать для мюзиклов и музыкальных фильмов. Это песня из мультфильма "Король Лев" - "Can You Feel The Love Tonight?" И уже с началом песни операторы показывают плакаты, складывающиеся в одну фразу - "Elton, can you feel the love tonight?" - дескать, а чувствует ли он любовь этим вечером? По окончании песни певец кланяется на все стороны, освежает горло напитком и садится за рояль. Песня принесла ему Грэмми в 94 году.

Он объявляет одну из старых любимых песен, которая входила в Top 10 (на самом деле она была на 2-м месте) - это "Daniel" c "Don't Shoot Me, I'm Only The Piano Player" (1973). Чудесная вещь! Отличное, какое-то ненавязчивое соло на мандолине опять-таки Йоргенсона. Элтон подпрыгивает на разные стороны, кланяется, пьёт, шлет воздушные поцелуи.

Затем следует уход ещё глубже в историю - "Rocket Man" с "Honky Chateau". С первых же нот публика радуется и кричит. В руках у Джонстоуна двухгрифовая гитара, со струн которой цилиндриком он снимает красивейшие звуки, растекающиеся по разным колонкам, "Рокет Мэ-э-эн!" - тянут все рефрен, а весь зал заливается светом.

Дальше рывок на 18 лет вперёд - "Club At The End Of The Street" с альбома 89-го года "Sleeping With The Past". "Клуб в конце улицы" - весёлая, светлая песня. "Она в своё время не была большим хитом, но кому какое дело?!" - объявляет автор. На плакатах публики "Play That Piano, Boy!"

"Следующая - для всех с … "Голубыми глазами" - название песни он вплёл в свою фразу. "Blue Eyes" - с альбома 82-го года "Jump up". Медленная балладная песня с незатейливым милым текстом Гэри Осборна. В партере показываются парочки, у всех романтика на лицах. Заканчивается всё волной китайских колокольчиков.

Далее он представляет "обладательницу самого лучшего голоса" Мэри Джей Блайдж (Mery J. Blije), та выходит, они обнимаются и она, встав у рояля, запевает "I Guess That's Why They Call It The Blues" - "Думаю, поэтому они называют это блюзом" со следующего альбома 1983 года "Too Low For Zero". Мэри поёт её так, как могут петь только чёрные певицы - во весь рот, забрасывая голову, не экономя. (Надо будет послушать, что она поёт на сольных концертах!)

"Сейчас я представлю вам ещё нескольких фантастических людей", - и представляет членов своей банды. После этого запевается песня "The One" - "Единственная" с альбома "The One". Операторы много показывают работу Джонстоуна опять на свежей гитаре - у него их, похоже, по одной на каждую песню, из публики - парня в огромных "элтоновских" очках, а из того, что пришлось по душе мне - как Олссон сменил палочку - метнул её куда-то вверх и тут же взял новую.

Потом исполняется вещь, которая была записана на "Редж даёт "сдачи" - "Reg Strikes Back", 88 года, 2 место в чартах Биллборд, и посвящается Джорджу Майклу. Странное название альбома объясняется просто - настоящее имя Элтона Джона - Реджинальд Кеннет Дуайт. Как гласят легенды, певец подумал, что с таким именем известности добиться нельзя, и поэтому придумал себе новое имя, сложив половинки имён ребят, с которыми он играл в одной блюз-роковой группе - Элтона Дина и Джона Болдри. И ведь не ошибся! Песня же сейчас идёт - "I Don't Wanna Go On With You Like That" - "Я не хочу больше с тобой продолжать так". Шикарнейшая вещь! Одна из трёх моих любимых на том альбоме. Знаменитые "О-О-О" поют абсолютно все, приплясывая в едином зажигательном ритме. Момент полного единения. После резкого обрыва пришлось открывать ещё банку прохладительного.

"Освежившись", говорит ещё об одной своей любимой песне и посвящает её целой куче своих хороших знакомых. Это, безусловно, ещё один шедевр - "Sorry Seems To Be The Hardest Word" - "Прости" - кажется, самое трудное слово" с двойника 76 года "Blue Moves" (первой "платины"). Её тоже знают все присутствующие и очень эмоционально поддерживают "it's a sad-sad situation"… Медленные и красивые вещи очень хорошо идут под рояль, грусть вызывают прямо вселенскую. Ещё одно подтверждение, что шедевр может родиться, только когда есть сочетание умных слов и хорошей музыки.

"Sacrifice" посвящается тоже 5-6 людям. В своё время фирменные альбомы "Sleeping With The Past" перестроечной волной вбросило в магазины "Мелодия", и эту песню просто затаскали по радио. Про неё много писать не буду - немного переработана гитара, перкуссия, очень слаженно работает пара гитаристов.

Затем Элтон Джон говорит об одном из самых волнующих моментов своей жизни, когда на эту сцену в 1974 году вышел Джон Леннон и спел три песни, и теперь Элтон вспоминает его каждый раз, когда выступает здесь. Банда играет "Come Together" с "Abbey Road". Получается тяжелее, чем у Битлов, хотя не так выражены ударные, может это из-за обилия разных инструментов, может, из-за перкуссии. На гитаре Йоргенсона изображения Битлов с "Жёлтой Подводной Лодки", а на экране вращается портрет Леннона, Битлз. Очень хорошо. Смачно!

Следующее посвящение - маме - Элтон исполняет с "brilliant, brilliant" певцом Ронаном Китингом (Ronan Keating). Публика приветствует его, и вдвоём они поют "Your Song" со второго альбома 70-го года "Elton John". Голоса у них схожи, да Ронан ещё и подражает манере исполнения, получается очень хорошо. Эта песня давно стала одной из визитных карточек Элтона Джона. Во время слов "как прекрасна жизнь, когда в мире есть ты" он указывает на зал.

"Ещё один дорогой друг, которого я очень люблю - мистер Брайан Адамс!". Тот улыбается: "Hello! How are you?" Песню они поют "Sad Songs (Say So Much)" с альбома 84-го года "Breaking Hearts". Поют лихо, Элтон отрывается на рояле, Адамс дёргает микрофонную стойку. На экране - Элтон с обложки диска. Закончили - хлопнули друг другу по ладошам, обнялись.

По кивку Элтона Мэскера палочками и голосом отсчитывает начало шедевра. Рваные рэгтаймовые аккорды начинают одну из самых накалённых вещей - "I'm Still Standing" с 83-го года. "Я всё ещё стою (держусь, терплю, выношу, крепок - очень ёмкое слово)!" Песня как контрастный душ - мажор сменяется минором, повествование - лозунгом, контрасты даже в тексте - "выгляжу как стойкий уцелевший, чувствуя себя маленьким ребёнком". Своего рода мужской "I Will Survive" Глории Гейнор. Песня о потерях и продолжении жизни несмотря ни на что. Берёт за душу всех, и абсолютно все собравшиеся поют, под сводами слышен хор тысяч голосов: "I'm still standing, yeah-yeah-yeah!!!" Элтон Джон - Берни Топин! Виват!

"А следующую песню пойте так громко, как сможете. О.К.?" звучат аккорды "Крокодильего рока" - "Crocodile Rock" с "Пианиста", 73-го года, 1-е место в Биллборде. Теперь я вспомнил - именно она была на миньончике фирмы "Мелодия" в "Кругозоре". "Я помню, когда рок был молодым, нам с Сюзи было так весело!" - улыбается и подпевает весь зал. На припеве Элтон встаёт и дирижирует поющими фальцетом: "Ля-а! Ля-ля-ля-ля-ля-а!". Какой-то седой мэн обнимает чёрненькую молодуху, всем очень весело, как той Сюзи! "У-у, е!" - Элтон обрывает хит, кланяется буквально каждому сектору зала.

Далее он хвалит и приглашает на сцену Анастасию, наконец-то положив конец нашим местным спорам, как правильно произносить её имя - так почти по-русски, или на "аглицкий манер" Энастейша. Оказалось, по-русски. Она - явление, конечно, уникальное. Белая (по крайней мере, внешне :) певица с абсолютно чёрным голосом, движениями чёрных певиц, вольным поведением на сцене (какой-то Гарик Сукачёв :) и татуировкой на пояснице поёт "Saturday Night's Alright For Fighting" - "В субботу вечером всё готово для борьбы" c моей любимой "Дороги". Бомба! Сам Элтон многократно показывает расположение языка в открытом рте. Заканчивается вещь, он целует её щёчку, животик, та застывает, демонстрируя полный расплох, они ещё раз обнимаются, и она, крикнув "Спасибо", уходит со сцены.

Пока Элтон жмёт публике руки и собирает букеты, Джонстоун и Йоргенсон в абсолютном синхроне набивают на гитарах аккорды "The Bitch Is Back" - "Стерва вернулась" с "Caribou", 74-го года. Очередная "зажигалка". Вот уж тут начались клоунские штучки - после первого куплета и припева Элтон взбирается на стул и ставит ногу на крышку рояля - ладно, что не на клавиши. Стервы в зале с гордостью показывают на себя!

После нескольких слов о любви к этому месту и своём нервничаньи запевает "Don't Let The Sun Go Down On Me", уже спокойную вещь с того же "Caribou". В "Дуэтах" 93-го года он пел её с Джорджем Майклом.

Оставшись перед новой песней один в свете прожектора, приглашает другого пианиста и представляет свою протеже ещё с 1976 года (его открытие, писавшееся на его личной студии звукозаписи) - Кики Ди (Kiki Dee). Зал кричит, и они начинают "Don't Go Breaking My Heart", занявшую 1 место в Биллборде, с альбома "Rock Of The Westies", 75-го года. По окончании он припадает перед ней на колено, потом они обнимаются и, взявшись за руки, кланяются публике. Затем Элтон опять обходит всю сцену, много показывают шумящую от благодарности публику, и на том всё и заканчивается. Вот это, пожалуй, единственный минус этого диска - закончить нужно было бы какой-то более боевой песней - их же у него полным-полно, например, "Where Have All The Good Times Gone" c 82-го, или наоборот, какой-нибудь концептуальной - что-то типа "Harmony", которой заканчивается та же шедевральная "Дорога". В общем, нужна была "точка", а то осталась какая-то недосказанность. Но это только моё мнение, а я - человек в данном случае очень предвзятый. Ведь к Элтону Джону у меня особый спрос - хоть сам он слегка повзрослел, голос его стал более хриплым, а волос на голове стало гораздо больше, чем в 70-х :), - он был и остаётся лучшим тапёром для кино моей жизни!

 

 

На сегодня всё. Если у вас уже есть этот концерт - шлите свои впечатления. Если нет - бегите покупать, смотрите-наслаждайтесь и шлите свои впечатления. Если есть у вас свои пожелания на тему, что послушать или обсудить - с удовольствием их выслушаю. Шлите!


А в следующем выпуске я расскажу вам о концерте ещё троих ребят, которые тоже любили и выживали в пытающемся согнуть их "мире дураков".

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

 

 Великий эгоцентрик

  Артем Троицкий, "Музыкальная жизнь"
    2004 May 01
    
Канареечные шаровары, заправленные в лакированные сапоги, сиреневая атласная распашонка, клетчатый картуз. Все в порядке, не хватает только очков. Каких только очков не было для него придумано! Особенно запомнились три экземпляра; в виде кадок с пальмами, в виде атомного ядра (а вокруг электроны на орбитах) и с автомобильными дворниками. Бесспорно, первый и, мне кажется, единственный случай, когда столь смущающий артистов предмет стал атрибутом эксцентричного образа... Теперь чудо-очки заменены контактными линзами.

Но нет, клоунады, легендарного "сумасшедшего" шоу Элтона Джона не было. Не случайно знаменитый сценический девиз "Капитан фантастический" заменен новым - "Одинокий мужчина". Он один на сцене, в компании двух симпатичных роялей, обыкновенного и электрического Yamaha, и двух кадок с пальмами (доставлено по личной просьбе артиста - его слабость). Да, еще столик с прохладительными напитками.

Комфорт на сцене, но, к счастью, не в музыке.

Несколько однообразные баллады Элтона Джона я не назвал бы "откровением" (хотя многие песни в общем мелодичны и красивы), но в исполнительской манере его неразрывно сплетены патетика, юмор, депрессия... Как подлинно одаренный артист он поднимается выше исполняемого материала. Романтичность, гротеск и отчаяние тонкими, иногда едва уловимыми нитями проходят через композиции Элтона, привнося в них эмоциональную наполненность и достоверность. Манера пения Элтона Джона не отличается аффектацией, а голос трудно назвать эффектным и драматичным. Однако психологические настроения он варьировал очень прихотливо и отнюдь не старался "завоевать" аудиторию, привести ее в экстатический восторг и "поставить на уши". ("Ударные" темпераментные номера перемежались с медленными балладами, на "бис" была исполнена инструментальная пьеса и т. д.). Несмотря на это, ему и его партнеру, перкуссионисту-виртуозу, шоумену и волшебнику Рею Куперу удалось "подключить" к себе публику плотнее, чем "Бони М" со всем их неотразимым арсеналом.

Реджинальд Кеннет Дуайт родился 25 марта 1947 года в крошечном городке Пиннер, в Англии. Закончив школу в 16 лет, он работает курьером в музыкальном издательстве, посещает курсы лекций по теории музыки и фортепиано в Королевской Музыкальной академии, а вечерами играет то со своей группой "Блюзология", то - "соло" на старом пианино в баре отеля. Заработав денег на электропианино и усилитель, будущий Элтон Джон навсегда покидает сцену бара и сосредоточивается на ансамбле. "Блюзология" была полусамостоятельным составом, и чаще всего ему приходилось аккомпанировать малоизвестным американским певцам-гастролерам. Концертов иногда - по четыре за вечер, а заработок крошечный. Интересно, что Дуайт не пел в "Блюзологии": считалось, что толстый вокалист в очках не прибавит группе шарма... Однажды на репетицию группы случайно попал довольно популярный английский фолк-блюзовый певец Длинный Джон Болдри. Он пригласил "Блюзологию" себе в аккомпаниаторы и вскоре записал с ансамблем песню "Пусть сердце начнет болеть", которая в октябре 1967 года возглавила британский список бестселлеров. Но у Длинного Джона появились более солидные возможности, и "Блюзология" перестала существовать.

Бывший пианист по объявлению в газете знакомится с начинающим поэтом Берни Топином. К этому же времени относится и появление псевдонима - Элтон Джон - по имени двух друзей его обладателя, упомянутого выше Болдри и саксофониста "Блюзологии" Элтона Дина. Новый тандем авторов подписывает контракт с музыкальным дельцом Диком Джеймсом, обязуясь поставлять ему эстрадные стандарты для Э. Хампердинка и других за десять фунтов в неделю. Проработав таким образом в тихом отчаянии около двух лет, пара решилась попытать счастья самостоятельно. Элтон Джон набрался храбрости и запел...

Первый диск, "Пустое небо" (1969), не обратил на себя внимания. Дела пошли лучше в следующем году, когда Элтон начал сотрудничать с продюсером Гасом Дадженом и аранжировщиком Полом Бакмастером. Диск "Элтон Джон" и вышедшая на сорокапятке "Твоя песня" имели успех в США. В августе 1970-го там состоялись и первые гастроли Элтона Джона. Отзывы были восторженные.

Поначалу Элтон привел критиков в некоторое смятение: они не знали к какому разряду поп-музыки его отнести. Голос его, высокий, чуть надтреснутый, то резковатого тембра, то звучащий в нос, вызывал ассоциации с фолк-певцами. В известном "Открытом письме" Пита Сигера о молодежной музыке имя Элтона Джона неожиданно соседствует с Бобом Диланом в ряду певцов песен протеста. С другой стороны, интонирование скорее приближается к манере пения блюзов и соула. А концертная пластинка "17.11.70" вдруг заставила говорить об Элтоне как о темпераментном исполнителе рок-н-ролла. Следующая - "Безумец над водами" - несла явный отпечаток влияния классической музыки... Много разговоров вызывали и стихи Берни Топина.

Каждая последующая пластинка Элтона Джона в чем-то "обгоняла" предыдущие, его популярность и авторитет росли из года в год. Своего творческого пика авторский дуэт Джон-Топин достиг в конце 1973 года, когда появился двойной альбом "До свидания, дорога из желтого кирпича" (образ, навеянный знаменитой детской сказкой "Волшебник страны Оз"). Некоторые критики назвали эту работу "Сержантом Пеппером" 70-х годов. По замыслу авторов, альбом являл собой как бы мозаичную музыкальную картину современной жизни - от щемящих сердце юношеских воспоминаний до разочарования взрослой "звезды", включающую также портреты реальных (Мерилин Монро) и "телевизионных" (Рой Роджерс) героев.

В этом, самом сильном, альбоме Элтона Джона с наибольшей очевидностью проявились и слабые стороны творчества его и Топина. Выйдя на уровень концепции, песни Элтона Джона обнаружили определенную ограниченность. Я назвал бы это "синдромом среднего класса". Многообразие жизненных коллизий, в основном, исчерпывается личными переживаниями. Они могут быть и горьки, но все же слишком "безопасны", камерны. Конфликты, видимые сквозь голубую дымку, оборачиваются пикантными приключениями. Социальная проблематика ускользает полностью или же преподносится в лубочном виде (единственная песня о "рабочем классе" - "В субботние вечера здорово драться" - веселый разгул туповатых молодцов, вышедших из пивной...). Элтон Джон-Берни Топин довольно болезненно воспринимают сегодняшнюю реальность, побаиваются ее и пытаются отгородить себя на типично английский манер, уйдя в крепость индивидуализма и иронии, закамуфлированную романтическими грезами. Выхода из этой ситуации как будто нет. Остается только насмешливая жалость к себе. Не случайно последняя песня альбома называется "Гармония"; "Гармония и я... Мы такая милая компания..." При всем этом в песнях Элтона Джона есть трогательная искренность. Смесь эгоцентризма и мечтательности делает певца похожим на какого-то литературного персонажа. Не то чтобы на чудака, но явно и не на порождение обыденности. Элтон Джон даровит, обаятелен, но... может быть, слишком умозрителен и спокоен?

Обязанный по контракту сдавать по два диска в год, наш герой незаметно начал халтурить. Любая его пластинка была "гарантированным" бестселлером, так что на количественных показателях это не сказывалось... После выхода в свет альбома "Голубые движения" (осень 1976 года) Элтон Джон, закончив контракт, замолкает на целых два года, в продолжении которых не обременяет себя ни концертами, ни записями на студиях. Происходит наделавший много шума "разрыв" с Берни Топином.

Восковую фигуру Элтона Джона устанавливают в музее мадам Тюссо. Живой ее прототип тем временем поглощен футбольными делами - он владелец двух клубов ("Уотфорд" и "Ацтеки"). Поговаривают, что с музыкой у него роман закончен. Нет. Новый контракт, новая сорокапятка с красноречивым названием "Эго" и осенью 1978 года - новый альбом "Одинокий мужчина".

В феврале этого года началось большое турне по Великобритании и Европе, завершившееся в СССР. Необычная форма выступления, вдвоем с ударником, дала, по словам Элтона, "ощущение артистической свободы и чувство, что ты - музыкант". В самом деле, эксперимент "одинокого мужчины" на сцене удался больше. Но об этом вы уже знаете.

Статьи принято заканчивать резюме. Сейчас мне трудно это сделать: образ Элтона Джона никак не складывается в единое целое, просачивается, как вода, сквозь пальцы. Может быть, с эгоцентриками всегда так.

P.S. Brian E. White: Эта статья показалась мне весьма интересной, потому что она дает возможность осознать восприятие Элтона Джона советской публикой, чуждой западной культуры. Здесь целиком приведена биография исполнителя: очень интересно звучат переводы названий песен и альбомов Элтона (хотя, следует заметить, что переводы очень грамотные, в сравнении с теми, которые можно повстречать на пластинках советского производства).


Элтон Джон болел за «Пахтакор»

В 1979 году в Москву на гастроли приехал знаменитый британский рок-н-ролльный соловей Элтон Джон

Это был первый приезд Элтона Джона в Советский Союз, и ажиотаж вокруг события по своим масштабам поднялся немалый. К этому времени Элтон Джон являлся автором 17 альбомов, однако ни один из них в СССР издан не был. Певец знал об этом и очень боялся, что публика на него не пойдет. Но когда в Санкт-Петербурге музыкант вышел на свой первый концерт, он был потрясен: зал был забит до отказа. Суперхит Элтона Джона «Дорога из желтого кирпича», вышедший на гибкой пластинке из «Кругозора» в июле 1977 года, советские меломаны крутили до дыр, а остальное добирали за счет магнитофонных записей.
Тем временем у чиновников из Госконцерта были свои хлопоты. По прибытии в Москву Элтон Джон поинтересовался, куда его определили жить. Те ответили, что в «Интурист». На что певец возразил: «Нет, я хочу жить в «Метрополе». Причем сказал это таким тоном, что встречающие поняли – никакие возражения не принимаются. Пришлось отвезти гостя туда, куда он пожелал. А тот, едва побросав вещи в номер, сразил хозяев новым заявлением: мол, хочу сходить на футбол. Советские чиновники, конечно, знали, что Джон является страстным поклонником этой игры (у себя на родине он был председателем Уотфордского футбольного клуба), однако не думали, что музыкант захочет отправиться на стадион прямо с поезда. Но и это желание гостя пришлось выполнять. Певца повезли на стадион «Динамо», где в тот день столичные динамовцы принимали ташкентский «Пахтакор». Элтон Джон болел за гостей, но им это не помогло – они проиграли 2:0.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz